Домашнее культурное растение

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Домашнее культурное растение" с комментариями специалистов. Мы подготовили материал на основе различных точек зрения и постарались полностью раскрыть тему.

До сих пор человек на земном шаре ввёл в культуру более полутора тысяч растений (без декоративных), причём на всей Земле под растениеводческой культурой занята площадь в 950 млн. га (т. е. около 7% площади всей суши), из которых 150 млн. га приходится на СССР.

В «одомашнении» растений обычны две стадии: сначала растение натурализуется, т. е. как бы приручается, а потом с помощью скрещивания делается культурным: большинство культурных растений имеет гибридную природу, т. е. происходит не от одного дикорастущего предка, а от целой их группы. Стало быть, в понятии о культурном растении содержится понятие переделки растения, приспособления его биологических особенностей и качеств к нуждам человека. Одной из важнейших особенностей культурных пород растений (и животных) является та, что они приспособлены не к пользе самого растения (или животного), а к пользе человека, причём в первую очередь у них гипертрофированы именно те части или органы, которые нужны человеку. «Культурные растения, за немногими исключениями одомашненных видов, представляют собою достижение культуры и в дикой природе никогда не существовали. Многочисленные указания на то, что они будто бы были встречены там или здесь вне культуры, объясняются заносом семян или одичанием; это — потомки культурных растений, а не их предки».

Таким образом, культурные растения — это дело рук человека.

Главнейшие культурные растения возделываются человеком уже многие тысячелетия (пшеница, ячмень, кукуруза, сорго, просо, рис, лён, томаты, нут, горох, бобы, фасоль, чечевица); некоторые же вводятся в культуру у нас на глазах: из дубильных бадан, из текстильных кендырь и т. д.

В переделке природы растения долгое время большую роль играла гибридизация в её почти чистом, как бы «автоматическом» виде. Человек отбирал растения с ценными для него признаками и скрещивал их. Он довольствовался сырым материалом, созданным природой, комбинировал его скрещиванием, производил отбор, опять комбинировал и т. д. В конце концов за длительный промежуток времени достигалось примерно то, что было желательно. Практически получалось растение и новое и не новое. Не новое потому, что в нём заключены были (только в ином сочетании и в разной степени усиления или ослабления) признаки, заимствованные у разных предков данного гибрида. Новое потому, что полученный гибрид, как таковой, сам по себе в природе не существовал и «введён в мир» действительно усилиями человека, а не природы.

Буржуазные учёные, развивающие реакционную биологическую теорию, известную под названием формальной генетики (она же вейсманизм или морганизм), утверждали, что у селекционера и не может быть никакой другой задачи, как заниматься подбором, перестановкой и сочетаниями уже существующих признаков.

Морганисты проповедуют, что всякий живой организм делится на две принципиально разные сущности: на тело, которое якобы не обладает наследственностью, но подвержено изменениям под влиянием жизненных условий, и на особое наследственное вещество (идиоплазму), якобы независимое от тела и не подверженное изменению под влиянием условий жизни тела. Наследственное вещество помещается в хромосомах (особых элементах клеточного ядра), и поэтому передача каких-либо признаков по наследству возможна только половым путём. Наследственное вещество не может быть произведено живым телом, никогда не зарождается вновь, но лишь непрерывно растёт и размножается, переходя из одного поколения в другое. Оно, в отличие от тела, бессмертно. Вследствие полной независимости наследственного вещества от тела, признаки, приобретённые телом при жизни, по наследству передаваться не могут. Наследственное вещество если и испытывает изменения (мутации), то они случайны, не имеют определённого направления и обусловлены внутренней природой наследственного вещества, а никак не изменениями тела организма, которое для наследственного вещества служит питательной средой, и не более.

Формальной генетике противостоит советская биологическая теория, разработанная гениальным русским селекционером И. В. Мичуриным и его продолжателями. Мичуринское учение решительно отрицает существование особого наследственного вещества, отдельного от тела и независимого от него. Половые клетки организма порождаются телом последнего, а не непосредственно той половой клеткой, из которой произошёл сам организм. Каждая часть организма обладает и свойством изменчивости, и свойством наследственности. Наследственность тоже изменчива, её изменение есть результат изменения самого живого тела под прямым или косвенным воздействием условий жизни на развитие организма или его частей. Отсюда следует, что изменения, полученные организмом под влиянием условий жизни, могут передаваться по наследству и, значит, изменения наследственности не случайны, а закономерны и вполне могут быть предсказаны, если известны те условия, которыми они порождаются.

Какой выбор между этими двумя теориями может и должен сделать передовой учёный? Выбор может быть только один и только в пользу мичуринского учения.

Во-первых, потому, что формальная генетика — это реакционное идеалистическое учение, отрицающее взаимную связь и обусловленность явлений и предметов в природе. Оно не просто отрицает связь наследственных признаков организма с самим организмом и условиями его жизни, но и вводит в материальный мир некоторое независимое от него мистическое бессмертное начало, носителя наследственности.

Читайте так же:  Название цветов по алфавиту домашние

Во-вторых, потому, что формальная генетика даёт искажённое объяснение природных закономерностей, не отвечает наблюдаемым фактам, и оттого не только не способствует правильному познанию мира, но и вредит этому познанию. Она утверждает, что передача наследственных признаков возможна лишь половым путём и что помеси (гибриды) между организмами тоже возникают только этим путём. В то же время опыт, сельскохозяйственная практика и научные работы мичуринцев дают примеры создания многих сотен вегетативных, т. е. полученных не половым путём, гибридов у растений.

Для получения вегетативных гибридов Мичурин разработал особый способ ментора (воспитателя): черенки старых сортов плодового дерева прививаются в крону молодого сорта: свойства, недостающие молодому сорту, передаются ему из черенков старого сорта. Можно добиться и передачи свойств подвоя (в данном случае молодой сорт) в привой (старый сорт); тут уже воспитателем служит подвой, а не привой. Собирая семена с привоя и подвоя и высевая их, легко можно убедиться, что в полученном потомстве обнаружатся и такие представители, которые будут обладать свойствами не только той породы, из плодов которой взяты семена, но и другой, с которой первая была объединена путём прививки. Так как подвой и привой не могли обмениваться хромосомами, то ясно, что наследственными свойствами обладают не одни хромосомы, но и любая частичка живого тела.

Вегетативные гибриды наносят сокрушительный удар формальной генетике. Они неопровержимо свидетельствуют, что наследственность передаётся как с помощью хромосом, так и без них, и что изменения, приобретённые организмом при жизни, вопреки учению морганистов, наследственны при определённых условиях.

Наконец, в-третьих, передовой учёный должен отвергнуть формальную генетику и потому, что она разоружает его в деле направленного и эффективного преобразования природы человеком. Если наследственность не зависит от условий жизни организма, если она меняется автономно и случайно и на неё никак нельзя повлиять, если наследственное вещество содержит в себе некий предопределённый набор наследственных признаков, то селекционер лишён возможности создать нужный ему организм с наперёд заданными свойствами. Ему остаётся только путём скрещивания бесконечно комбинировать всякие «гены» (выдуманные носители признаков родительских растений) в поисках случайного благоприятного их сочетания. Создать он ничего не может.

Если же, как учит Мичурин, изменения, полученные организмом при жизни под воздействием окружающей обстановки, могут передаваться по наследству — в руках селекционера оказывается мощное орудие активной переделки организмов в нужном человеку направлении, так как человек, меняя условия жизни организма (с учётом особенностей и закономерностей его развития), меняет и самый организм и его наследственные свойства. Таким образом, есть два пути селекции. Один из них — старый, примитивный, которым давно пользовалось человечество и за пределы которого морганисты не хотели никого выпускать: высеять десятки тысяч растений одного сорта, затем выбрать из них два-три лучших образца, а остальные уничтожить. И другой — мичуринский, делающий человека подлинным творцом новых организмов: преднамеренно вызвать изменение организма, сознательно создать новый сорт или вид с нужными свойствами. Этим вторым путём и идут учёные СССР и одиночки-селекционеры за границей.

И. В. Мичурин, применяя разработанные им активные методы воздействия, вывел за свою жизнь более 300 сортов новых растений (особенно яблонь, груш, слив, вишен).

С применением мичуринских методов перед сельскохозяйственной практикой человечества открываются совершенно необозримые кругозоры. Далеко позади останется всё то, что сделано человеком до сих пор.

Более двух тысяч лет назад в древней Греции было всего два сорта яблонь; полторы тысячи лет назад количество сортов яблонь в древнем Риме достигло 37; сейчас мы имеем более 10 тыс. Известно до 300 культурных сортов кукурузы, до 400 сои. Сорта же некоторых культурных растений насчитываются тысячами: примулы и тюльпаны по тысяче, земляника, картофель и рис по 2 тыс., розы до 4 тыс., пшеница свыше 30 тыс. форм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Культурные растения — это растения, которые возделываются че­ловеком и используются им для различных нужд. В их семе­нах, плодах, вегетативных органах содержатся питательные вещества, витамины и минеральные соли. Культурные расте­ния являются источником получения продуктов питания для человека, витаминов, кормов для животных.

Многие виды цветковых растений окультурены и выращиваются человеком. Важнейшие из культурных растений — зерновые, овощные, плодово-ягодные, сахаро­носные, масличные, кормовые, прядильные и декоратив­ные. Культурные растения играют важную роль в жизни человека.

Происхождение культурных растений

В процессе своего развития человечество перешло от со­бирательства и охоты к современным формам скотоводства и земледелия. Тысячи лет назад, перейдя к оседлому обра­зу жизни, человек начал окультуривать дикорастущие рас­тения. Сельское хозяйство постепенно стало играть ведущую роль и сегодня является одной из главных отраслей матери­ального производства.

Читайте так же:  Комнатный цветок с сиреневыми листьями

История зерновых культур

Зерновые культуры давно используются человеком. Вы­ращивание пшеницы началось в 7-м тыс. до н. э. в странах Ближнего и Среднего Востока (современные Ирак, Иран, Тур­ция). Многие культурные растения произошли от дикорасту­щих (например, однозернянка и двузернянка, которые явля­ются предками пшеницы). С 9 по 4-е тыс. до н. э. в Египте и на Ближнем Востоке был окультурен ячмень.

Рожь как сорная трава 5 тыс. лет назад распространилась со своей родины (Кавказ, Афганистан, Туркменистан) в Се­верную и Центральную Европу, где была окультурена.

Дикие формы овса, известные уже в 5-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке (Ирак, Иран), распространились вместе с дикой пшеницей и ячменем в Центральную Европу. В бронзовом веке (со 2-го тыс. до н. э.) началась селекция овса. Исходной формой овса по­севного является широко распространенный и в на­стоящее время овес дикора­стущий (рис. 195).

Число культурных растений превышает 2,5 тыс. видов. К ним относятся, например, пшеница, ячмень, рожь, овес, кукуруза. фасоль, соя. горох, картофель, сахарная свекла, рапс, репа, подсолнечник, а также капуста, морковь, брюква, то­мат, салат, тыква, огурец, спаржа и др.

Злаки (зерновые культуры)

Биоло­гически зерновые культуры относятся к злакам. Зла­ки имеют полый цилиндри­ческий стебель и узкие ли­стья с параллельным жил­кованием. Мелкие цветки объединяются в простые соцветия — колоски. Эти колоски образуют сложное соцветие. Если колоски сидят непосред­ственно на главной оси, то это соцветие колос. Если колоски сидят на боковых веточках главной оси, то они образуют со­цветие метелку. Все злаки опыляются ветром. Плод злаков — зерновка. В зерновке накапливаются органические питатель­ные вещества — крахмал и белок. Злаки — это основа повсед­невного питания человека и домашних животных.

Овощные растения

К культурным растени­ям относятся также раз­личные овощные растения.

Овощные растения от­личаются высоким содер­жанием витаминов и мине­ральных веществ. Они яв­ляются важным элементом питания человека. Назови­те овощи, изображенные на рисунке 196. Овощами так-же являются корнеплоды (рис. 197) — брюква, дайкон, морковь, свекла, редис, репа, петрушка, сельдерей. Еще к овощным растениям отно­сятся луковичные (лук, чес нок) и листовые (петрушка, укроп, кинза, руккола, ими наш и др.).

Карто­фель

Одной из важнейших культур является карто­фель. Его родина — Южная Америка, где он был введен в культуру около 14 тыс. лет назад. В XVI в. картофель был завезен моряками в Европу и поначалу выращивался в ботанических садах как декора­тивней? растение. В картофельных клубнях накапливаются крахмал, минеральные вещества, белок и витамин С. Картофель — полезный и необходимый продукт питания.

Сахарная свекла

С середины XIX в. началось выра­щивание сахарной свеклы (рис. 199) — основной сахароносной культуры. Свек­ла — двулетнее культурное растение. В первый год у нее формируется корне­плод, в котором накапливаются пита­тельные вещества, прежде всего сахар, а цветки и плоды образуются на вто­рой год.

Осенью первого года корнеплоды убирают и отправляют на сахарный за­вод. Там их моют и измельчают. Из из­мельченной массы отжимают сок, из ко­торого с помощью фильтрования, испа­рения и очистки получают сахар. Сахар используется для производства конди­терских и хлебобулочных изделий, шоколада и конфет, со­ков и вин, мармелада и консервированных фруктов. Материал с сайта

Плодовые растения

Для поддержания здо­ровья человеку необходимо употреблять в пищу фрук­ты и ягоды. В нашей стране наиболее часто встречаются такие плодово-ягодные рас­тения (рис. 198), как груша, яблоня, вишня, слива, алыча, черешня, абрикос, крыжов­ник, малина, ежевика, смородина, земляника, черно плодная рябина. Плоды этих растений очень вкусные, со­держат витамины, минеральные вещества и сахара.

Масличные растения

Важную роль в питании человека играют растительные масла, которые получают из семян масличных растений: подсолнечника, сои, рапса (рис. 200).

Прядильные растения

К культурным растениям относятся также прядильные (лен).

Кормовые растения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К кормовым растения относятся клевер, люцерна, люпин, тимофеевка, райграс, ежа сборная.

Культурные декоративные растения

Культурными декоративными растениями являются мно­гие двудольные (сирень, чубушник, розы, астры, гвоздики, георгины, рудбекии и др.) и однодольные (гладиолусы, ирисы, ландыши, лилии, нарциссы, тюльпаны и др.).
[1]

Культурные растения — это растения, которые возделываются че­ловеком и используются им для различных нужд. В их семе­нах, плодах, вегетативных органах содержатся питательные вещества, витамины и минеральные соли. Культурные расте­ния являются источником получения продуктов питания для человека, витаминов, кормов для животных.

Многие виды цветковых растений окультурены и выращиваются человеком. Важнейшие из культурных растений — зерновые, овощные, плодово-ягодные, сахаро­носные, масличные, кормовые, прядильные и декоратив­ные. Культурные растения играют важную роль в жизни человека.

Происхождение культурных растений

В процессе своего развития человечество перешло от со­бирательства и охоты к современным формам скотоводства и земледелия. Тысячи лет назад, перейдя к оседлому обра­зу жизни, человек начал окультуривать дикорастущие рас­тения. Сельское хозяйство постепенно стало играть ведущую роль и сегодня является одной из главных отраслей матери­ального производства.

Читайте так же:  Как часто надо поливать домашние цветы?

История зерновых культур

Зерновые культуры давно используются человеком. Вы­ращивание пшеницы началось в 7-м тыс. до н. э. в странах Ближнего и Среднего Востока (современные Ирак, Иран, Тур­ция). Многие культурные растения произошли от дикорасту­щих (например, однозернянка и двузернянка, которые явля­ются предками пшеницы). С 9 по 4-е тыс. до н. э. в Египте и на Ближнем Востоке был окультурен ячмень.

Рожь как сорная трава 5 тыс. лет назад распространилась со своей родины (Кавказ, Афганистан, Туркменистан) в Се­верную и Центральную Европу, где была окультурена.

Дикие формы овса, известные уже в 5-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке (Ирак, Иран), распространились вместе с дикой пшеницей и ячменем в Центральную Европу. В бронзовом веке (со 2-го тыс. до н. э.) началась селекция овса. Исходной формой овса по­севного является широко распространенный и в на­стоящее время овес дикора­стущий (рис. 195).

Число культурных растений превышает 2,5 тыс. видов. К ним относятся, например, пшеница, ячмень, рожь, овес, кукуруза. фасоль, соя. горох, картофель, сахарная свекла, рапс, репа, подсолнечник, а также капуста, морковь, брюква, то­мат, салат, тыква, огурец, спаржа и др.

Злаки (зерновые культуры)

Биоло­гически зерновые культуры относятся к злакам. Зла­ки имеют полый цилиндри­ческий стебель и узкие ли­стья с параллельным жил­кованием. Мелкие цветки объединяются в простые соцветия — колоски. Эти колоски образуют сложное соцветие. Если колоски сидят непосред­ственно на главной оси, то это соцветие колос. Если колоски сидят на боковых веточках главной оси, то они образуют со­цветие метелку. Все злаки опыляются ветром. Плод злаков — зерновка. В зерновке накапливаются органические питатель­ные вещества — крахмал и белок. Злаки — это основа повсед­невного питания человека и домашних животных.

Овощные растения

К культурным растени­ям относятся также раз­личные овощные растения.

Овощные растения от­личаются высоким содер­жанием витаминов и мине­ральных веществ. Они яв­ляются важным элементом питания человека. Назови­те овощи, изображенные на рисунке 196. Овощами так-же являются корнеплоды (рис. 197) — брюква, дайкон, морковь, свекла, редис, репа, петрушка, сельдерей. Еще к овощным растениям отно­сятся луковичные (лук, чес нок) и листовые (петрушка, укроп, кинза, руккола, ими наш и др.).

Карто­фель

Одной из важнейших культур является карто­фель. Его родина — Южная Америка, где он был введен в культуру около 14 тыс. лет назад. В XVI в. картофель был завезен моряками в Европу и поначалу выращивался в ботанических садах как декора­тивней? растение. В картофельных клубнях накапливаются крахмал, минеральные вещества, белок и витамин С. Картофель — полезный и необходимый продукт питания.

Сахарная свекла

С середины XIX в. началось выра­щивание сахарной свеклы (рис. 199) — основной сахароносной культуры. Свек­ла — двулетнее культурное растение. В первый год у нее формируется корне­плод, в котором накапливаются пита­тельные вещества, прежде всего сахар, а цветки и плоды образуются на вто­рой год.

Осенью первого года корнеплоды убирают и отправляют на сахарный за­вод. Там их моют и измельчают. Из из­мельченной массы отжимают сок, из ко­торого с помощью фильтрования, испа­рения и очистки получают сахар. Сахар используется для производства конди­терских и хлебобулочных изделий, шоколада и конфет, со­ков и вин, мармелада и консервированных фруктов. Материал с сайта

Плодовые растения

Для поддержания здо­ровья человеку необходимо употреблять в пищу фрук­ты и ягоды. В нашей стране наиболее часто встречаются такие плодово-ягодные рас­тения (рис. 198), как груша, яблоня, вишня, слива, алыча, черешня, абрикос, крыжов­ник, малина, ежевика, смородина, земляника, черно плодная рябина. Плоды этих растений очень вкусные, со­держат витамины, минеральные вещества и сахара.

Масличные растения

Важную роль в питании человека играют растительные масла, которые получают из семян масличных растений: подсолнечника, сои, рапса (рис. 200).

Прядильные растения

К культурным растениям относятся также прядильные (лен).

Кормовые растения

К кормовым растения относятся клевер, люцерна, люпин, тимофеевка, райграс, ежа сборная.

Культурные декоративные растения

Культурными декоративными растениями являются мно­гие двудольные (сирень, чубушник, розы, астры, гвоздики, георгины, рудбекии и др.) и однодольные (гладиолусы, ирисы, ландыши, лилии, нарциссы, тюльпаны и др.).
[1]

История органического мира с появлением человека приняла новые формы. Это воздействие человека на развитие органического мира выражается прежде всего в создании домашних животных и культурных растений.Первым этапом освоения человеком животных и растений была охота. Древний человек знал тогда лишь один способ использования пойманных животных и найденных растений – поедать их. Жизнь людей всецело зависела от биологических закономерностей, то есть в первую очередь от наличия в данной местности животных и растений, которые могли быть использованы.Приручение животных и возделывание растений ознаменовало новый этап в развитии человеческого общества, а также в развитии всего органического мира. Это был большой шаг на пути освобождения человека из‑под власти стихийных сил природы, он стал возможен лишь с появлением необходимых орудий труда и охоты в результате длительных наблюдений над поведением животных и свойствами растений.Приручая животных и культивируя растения, человек не только использовал ранее известные свойства этих организмов, но и изменял их, приспосабливая к своим потребностям.Следовательно, человек с самого начала своей деятельности выступал как творец, создатель новых органических форм. Ч. Дарвин так писал о происхождении различных пород домашних животных: «Мы не можем допустить, чтобы все породы возникли столь совершенными и полезными, какими мы видим их теперь, и действительно, во многих случаях мы знаем, что не такова была их история. Ключ к объяснению заключается во власти человека накоплять изменения путем отбора; природа доставляет последовательные изменения, человек слагает их в известных, полезных ему направлениях. В этом смысле можно сказать, что он сам создал полезные для него породы»1.

Читайте так же:  Домашний цветок похожий на розу

1 Ч. Дарвин. Происхождение видов, М.–Л., Гос. изд‑во биологической и медицинской литературы, 1937, стр. 63.

За этот срок человек так сильно преобразовал дикие растения и животных, что мы иногда с трудом находим черты сходства и родства их с потомками.В процессе длительного исторического развития домашние животные и культурные растения не только сильно видоизменялись, но и приобретали новые свойства, ценные для человека.К. А. Тимирязев писал: «Давно замечено, что мы не обращали внимания на самые замечательные факты только потому, что они слишком обыкновенны. Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума». Действительно, какой громадный труд вложили тысячи поколений, чтобы иметь пшеницу, рожь и другие хлебные растения.Начало возделывания хлебных растений – основной культуры земледелия – началось около 10 тысяч лет назад, еще в тот период, когда человек жил в землянках и пещерах, охотился за дикими животными и собирал съедобные плоды, листья, коренья. Он начал уже тогда делать запасы пищи впрок. Лучше всего сохранялись зерна злаков. Случайно просыпанные около жилища, они давали всходы. Так, вероятно, впервые около жилищ человека появились нужные ему растения. Далее он стал сеять замечая, что лучшим урожай получается на рыхлой влажной почве. Это привело к обработке почвы. Свежие зерна растений легко было есть, но сухие были слишком тверды. Их стали разбивать, раздавливать камнем и смешивать с водой. Получалась каша, сначала сырая, потом ее стали варить.Сейчас установлено, что связи животноводства и земледелия, а также различных форм земледелия между собой были весьма различны. В Америке, например, земледелие носило не полевой, а огородный характер. Там были предки кукурузы, картофеля, подсолнечника, томатов, табака, бобовых растений. Эти растения проникли в Европу, Азию, Африку сравнительно недавно, несколько столетий назад, в Восточном полушарии преобладали полевые культуры и в первую очередь различные злаки.Отметим, что Юго‑Восточная Азия и Малайский архипелаг дали человечеству рис, вероятно, бананы и сахарный тростник. В Европе важнейшим фактором земледелия были побережья Средиземного моря, где возникли культуры твердых пшениц, льна, свеклы, капусты, моркови, оливков и мн. др. В Средней Азии, Иране, Афганистане и прилегающих районах развились культуры мягких пшениц, ячменя, лука, тыквенных растений, а также северные культуры ржи и овса.Развитие полевых культур и соответствующая обработка почвы обусловливали тесную связь земледелия и скотоводства.Мы уже говорили, что собака была первым животным, одомашненным человеком. Их одомашнили занимавшиеся охотой и рыболовством племена, еще не знавшие глиняной посуды. Наиболее давние кости собак, найденные в стоянках древнего человека, похожи на кости волков и современных крупных собак.Все другие домашние животные появились, когда уже было гончарное производство, когда глину стали обжигать и приготовлять сосуды для варки пищи.После собаки человеком была приручена и одомашнена свинья. Дикие свиньи, близкие по признакам к домашним, как, например, дикие кабаны, жили в Европе, Средней Азии, Сибири, в умеренных зонах, не заходя далеко на юг и север. Пойманные взрослые дикие свиньи и особенно поросята, родившиеся в неволе, давали надежный запас мяса.Приручая диких свиней, человек использовал их природные особенности: всеядность и неприхотливость в корме, обилие сала и мяса, быстроту размножения. Сравнивая домашнюю свинью с ее близкими родичами, дожившими до наших дней, – дикими кабанами, можно видеть, как сильно изменил человек природу животных в желаемом для него направлении. Дикий кабан имеет плотное сложение, сильные ноги, узкий череп с удлиненной мордой, хорошо приспособленной для рытья, и мощные клыки – орудия защиты и нападения. Уши у кабана стоячие, тело покрыто густой, грубой щетиной. Под влиянием одомашнения у свиней стали вырабатываться особенности строения и свойства, нужные человеку.

Читайте так же:  Дом цветы уход в домашних

Домашнее культурное растение 121

Череп тура

Домашние свиньи превосходят своих диких предков быстротой роста, общим весом, длиной туловища, вкусом мяса и сала, плодовитостью. Дикие свиньи рождают 4–6 поросят, домашние – до 12 и даже более.Но домашние свиньи уступают диким в силе и крепости, их ноги слабее, а клыки меньше. Примером лучшей породы домашней свиньи служит украинская степная белая свинья, выведенная нашим известным животноводом академиком М. Ф. Ивановым в заповеднике Аскания‑Нова на юге Украины. Эта порода свиней выведена путем скрещивания и последующего отбора крупной английской свиньи, плохо приспособленной к сравнительно сухому климату Украины, с местной мелкой украинской свиньей, прекрасно переносящей летний зной и зимний холод Украины. Выведенная М. Ф. Ивановым свинья достигает веса в 300 килограммов, вынослива, быстро растет, имеет хорошее жиронакопление. Такие примеры можно привести и с другими домашними животными.Одомашнение свиньи, а также дикого барана и козы, населявших плоскогорья и горы Европы и Азии, дало человеку надежный источник мясной пищи. В раскопках древнего населения Анау близ Ашхабада обнаружены самые древние (8–9‑тысячелетней давности) остатки домашних овец и коров. Возможно, что различные породы овец и коз произошли от разных диких предков. Особенно большие изменения произошли в шерстном покрове овец, представляющем наиболее ценную их продукцию.Приручение и одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей произошло несколько позднее, когда жизнь человека становилась все более оседлой и когда уже было развито земледелие.Предками крупного рогатого скота были первобытные быки, или туры, которые сходны с нашим домашним быком, особенно с крупными длиннорогими его породами, как по внешнему облику, так и по строению черепа и рогов.Туры были широко распространены в Европе и Азии несколько тысяч лет назад. Последние их представители были уничтожены на Украине в XIX веке. Из современных пород больше всего походит на тура серый украинский скот с большими рогами.

Тур

Домашнее культурное растение 130

Домашнее культурное растение 46

Люди нового каменного века

В древнее время – несколько тысяч лет назад – были одомашнены кролики (в Испании), гуси и утки (юг Европы), куры (юг Азии, Индия). Несколько тысячелетий назад на севере Европы был одомашнен северный олень, в Средней Азии – двугорбый верблюд, а в Аравии – одногорбый. Около 2000 лет назад на севере Средиземноморского побережья были одомашнены голуби. За все время человек приручил и одомашнил около 50 видов диких животных, и на протяжении многих тысячелетий из них было создано большое число самых различных пород. Число пород собак достигает 350, крупного рогатого скота – около 400, овец и коз – около 150, лошадей – до 150, свиней – 50. Человек так преобразовал некоторых животных, что, сравнивая их с дикими предками, с трудом находишь близкое сходство и родство.Содержание в неволе, особое кормление, подбор и сохранение наиболее выгодных с точки зрения человека особей – вот основные причины довольно быстрого создания человеком домашних животных.Интересно отметить, что число культурных растений значительно больше, чем домашних животных. Их насчитывается сейчас около 1500 видов, причем все они относятся к цветковым растениям.В настоящее время наука и практика в нашей стране открывают новую страницу в истории преобразования человеком живой природы. В науку и практику все более внедряется принцип великого преобразователя природы И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».Современная передовая наука, основывающаяся на принципах диалектического материализма, открывает широкие перспективы создания новых форм жизни на основе изучения закономерностей развития организмов и умелого воздействия на них условиями внешней среды.Успехи биологии, сельского хозяйства и медицины способствуют также разоблачению суеверных представлений об органическом мире.

Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 433;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Скляревский, Л. Я. Лекарственные растения в быту / Л.Я. Скляревский, И.А. Губанов. — М.: Россельхозиздат, 1986. — 272 c.
  2. Соловков, Д. А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка / Д.А. Соловков. — М.: БХВ-Петербург, 2014. — 560 c.
  3. Ильина, Т. А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений / Т.А. Ильина. — М.: «Издательство «Эксмо», 2008. — 304 c.
Домашнее культурное растение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here